15.01.2024
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду, школе. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Уважение к своей стране, к ее
национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого
воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека
без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Знакомство детей с родным краем: с
историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями
формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории
родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю
жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задача воспитания чувства патриотизма,
любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования
показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории
посёлка, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже
затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать
культурные мероприятия, из-за высокой занятости.
Родина у каждого своя. Наша родина - Урал,
край, который трогает какие-то важные струны души. О важности
приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Н. К. Крупская,
ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что
основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та
общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к
родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С.
А. Козлова и др.
Обращение
к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно
на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому
нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать
богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений
гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное
средство воспитания базиса личностной культуры ребенка. Процесс приобщения
дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора
содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе
личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и
различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт,
является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у
детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цель проекта:
Осуществление
комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение
дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её
достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
Развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных
отношений с представителями разных культур.
Задачи:
¾ Дать знания детям о родном посёлке, крае, стране:
история, символика, достопримечательности.
¾ Познакомить с праздниками, культурой и традициями
русского народа и народов России.
¾
Формировать экологическую культуру у детей и их
родителей.
Развивающие.
¾ Развивать творческие способности
детей.
¾ Развивать инициативу,
самостоятельность.
¾ Формировать интерес и стремление к
познанию содержания.
Воспитательные.
¾ Воспитывать любовь к родному селу,
краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Образовательный маршрут «В гостях у Матрешки»
Основные задачи:
Сформировать
у детей первичное представление о некоторых элементах русской культуры и
быта; закрепить в восприятии образ Матрешки как символ русской культуры; с
опорой на этот образ ориентировать детей на готовность включаться в «добрые
дела», обсуждать качества: дружелюбие, заботливость, готовность к поддержке
близких и окружающих, что соотносится с ценностями российского менталитета,
общенациональной культуры.
Образовательный
маршрут представлен в формате тематических недель с января по май месяц.
В
мае проводится итоговое мероприятие - развлечение