15.04.2021
Эмоционально волевое развитие ребенка в
дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух
групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности
ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.
К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка
относятся такие моменты.
Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок
начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что –
отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно –
избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к
тому, что пробуждает в нем позитивные.
Ребенок должен
уметь различать собственные эмоции
Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и
результативность любого вида деятельности (в том числе обучения).
Осуществляется переход его желаний в стремления.
Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного
результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы,
имеющие разную силу и значимость. Со временем это приводит к формированию
иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека. Любопытно, что
положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными:
именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше
наказаний.
Способность дошкольника понимать свое
эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания. Еще в самом начале
дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А
к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально
то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.
Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.
Что нужно знать о развитии
эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям
Для того, чтобы ребенок знал, что
представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас
ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.
В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления.
Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах
с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов. Например, во время
просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало
у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо
отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д. Также, пользуясь
конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления
эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и
жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с
интонацией его голоса).
Несмотря на то, что деление чувств и
эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку,
что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о
том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения,
обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного.
Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом,
раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.
Для того, чтобы научить ребенка-дошкольника уважать чувства других
людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого
не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том,
что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2021
Дата обновления: 25.04.2021
Дата публикации: 15.04.2021