Что такое одаренность???
01.06.2023
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных), результатов в той или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
На сегодняшний день большинство психологов
признают, что уровень, качественное своеобразие и
характер одаренности – это всегда результат
сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой,
образовательной, трудовой). В тоже время нельзя
игнорировать и роль психологических механизмов
саморазвития личности, лежащих в основе
саморазвития личности, лежащих в основе
формирования и реализации индивидуального
дарования.
Виды одаренности:
- лидерская (проявляется в социально-коммуникативном
развитии);
- интеллектуальная (проявляется в познавательном развитии ребенка);
- сценическая, литературно-поэтическая (проявляется в речевом развитии);
- музыкальная, хореографическая, изобразительная (проявляется в художественно-эстетическом развитии).
- спортивно-организационная (проявляется в физическом развитии).
Критерии выявления видов одаренности:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности одаренности:
- актуальная одаренность
- потенциальная одаренность
3. Форма проявления:
- явная одаренность
- скрытная одаренность
4. Широта проявления в различных видах деятельности:
- общая (умственная) одаренность
- специальная одаренность
5. Особенности возрастного развития:
- ранняя одаренность (вундеркинды)
- поздняя одаренность.
Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действия. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности
Признаки выявления одаренных детей
1. Комплексный характер оценивания разных поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больше широкий спектр его способностей;
2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и его интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
5. Подключение к оценке одаренного ребенка специалистов соответствующей предметно области деятельности (музыкантов, художников и т.д.);
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для индивидуальной траектории обучения)
7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации.
Такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и родителей.
Виды одаренности
Виды одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Виды одаренности | Уровни психической организации | Виды деятельности |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для педагога - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.08.2023
Дата обновления: 23.08.2023
Дата публикации: 01.06.2023