Инклюзивное образование одаренных детей
01.06.2023
Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж.Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане. Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди « дважды особенных детей» это:
дети - аутисты;
дети с симптомом Аспергера;
дети с признаками гипрелексии;
дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении;
дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
дети неспособные к чтению;
дети с синдромом диспраксии.
Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. Дж.Витмор отмечает факторы, препятствующие определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении - низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой - отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а педагог считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера - неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться).
Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить педагогам раскрыть одаренность ребенка. Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С.Виллард-Холд:
· развитие у них компенсаторных навыков;
· творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач;
· впечатляющий багаж знаний;
· расширенные академические знания и навыки;
· отличная память;
· исключительные навыки в решении проблем;
· быстрое понимание идеи;
· стремление к долгосрочным целям;
· большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников;
· хорошее чувство юмора;
· упорство, терпение;
· мотивация в достижении цели;
· любопытство, погруженность в себя;
· самокритика и перфекционизм;
· когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте;
· возможные трудности с абстрактным мышлением;
· возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.
Дети, имеющие некоторые формы болезни аутизмом – нервным расстройством, приводящим к нарушению у ребенка в возрасте трех лет функций языка, коммуникации, социальных навыков, характеризуют как детей - аутистов:
· ребенок может повторять одно и тоже движение снова и снова;
· не смотрит на объект, на который ему указывают;
· избегает контакта с глазами другого человека;
· хочет быть один;
· не любит, когда до него дотрагиваются или обнимают; может обниматься, когда ему этого самому захочется;
· кажется, что ребенок не слушает, что ему говорят, но при этом он реагирует на другие звуки.
Дети с симптомами Аспергера
Дети с симптомами Аспергера, расстройством аутического спектра, часто обладают высоким интеллектом и достигают больших успехов в том, что им интересно, но имеют слаборазвитыми социальными способностями. Хотя эта форма аутизма была признана лишь несколько лет назад и не имеет длительных исследований, американский педагог С.Виннебренер, так описывает одаренных детей с симптомом Аспергера:
· интенсивно сосредоточены на одном предмете;
· имеют необычный взгляд, не любят «контакта глаз»;
· могут иметь феноменальную память;
· не способны к сопереживанию;
· у них отсутствует воображение;
· имеют проблемы со сверстниками в связи с отсутствием желания или способности с ними взаимодействовать.
Дети, обладающие признаками гиперлексии
Дети, обладающие признаками гиперлексии, выделяются преждевременным навыком чтения. Так в возрасте трех лет они умеют читать на уровне шестого класса. Исследователи подразделяют их на три группы:
1. дети, обладающие данным признаком, но не имеющие проблем в поведении;
2. дети рано начинающие читать, но имеющие некоторые симптомы аутизма;
3. дети, обладающие прекрасной способностью к чтению, но не имеющие трудности в понимании разговорной речи; имеющие проблемы с абстрактным мышлением.
Дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении
Среди талантливых и одаренных детей часто встречаются дети с проблемами в поведении. Часто это действия детей, не соответствующие их возрасту, нарушающие ожидания семьи и общественные нормы. Причины такого поведения у детей широко варьируются – от простого неповиновения до драк. Большинство таких детей к двум годам начинают проявлять агрессию, не слушаются старших, лгут, портят вещи. Зачастую дети с проблемами в поведении растут в неблагополучных семьях. Проблемы в поведении чаще встречаются у мальчиков - дошкольников, чем у девочек. Лонгитюдные исследования показали, что агрессивное поведение у детей так же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Хотя антисоциальное поведение у большинства детей с возрастом идет на убыль, часто агрессивные дети остаются такими же на протяжении длительного времени. Долгосрочные исследования показали, что агрессивное поведение у детей столь же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Вот характеристика детей с проблемами в поведении:
· ребенок часто выходит из себя;
· постоянно ссорится с взрослыми;
· отказывается уступать просьбам или правилам взрослых;
· обвиняет других в своих ошибках или неправильном поведении;
· становится раздражительным;
· часто злится и негодует;
· бывает злобным или мстительным.
Часто такие дети бывают агрессивными к людям и животным:
· совершают хулиганские поступки, угрожает другим или устрашает их;
· являются инициатором драк;
· используют орудие, которое может причинить серьезный физический вред другим (например: кирпич, камень);
· проявляют физическую жестокость к людям;
· проявляет физическую жестокость к животным;
· может убежать из дома.
Следствием проблем в поведении детей и их жестокого обращения с окружающими часто становится обстановка в семье: антисоциальные семейные ценности, нехватка средств, жестокое обращение с ребенком, ошибки в семейной воспитательной практике, слишком суровое воспитание, отсутствие должного присмотра за ребенком, разногласия между родителями по вопросам воспитания, отсутствие эмоциональной поддержки ребенка в семье.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Термин дефицит внимания (AD/HD) описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Невнимательность ребенка имеет следующие характерные признаки:
· не может сосредоточиться на деталях или совершает ошибки по невнимательности;
· не может быть внимательным во время работы или в игре;
· не слушает то, что ему говорят;
· не следует данным ему инструкциям или не может закончить задание;
· не может выполнить до конца повседневные домашние обязанности;
· избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий;
· часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты);
· часто отвлекается на внешние раздражители;
· забывчив в повседневной жизни.
Гиперактивность ребенка, в том числе и одаренного, проявляется в следующем:
· часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит;
· часто встает с места в других ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение;
· часто бежит куда-то или залезает куда-нибудь;
· не может играть с другими детьми или проводить в одиночестве;
· совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»;
· слишком много говорит.
Импульсивность ребенка может иметь следующие проявления:
· ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса;
· не может дождаться очереди;
· часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры).
Многие гиперактивные дети имеют речевые расстройства: они говорливы, громко говорят, не умеют слушать, путано излагают свои мысли, перескакивают с одной мысли на другую, поэтому их трудно понять.
Дети неспособные к чтению
В принято считать, что дислексия (частичное специфическое нарушение процесса чтения) подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме (дисграфия - нарушения процесса письма). Дислексия и дисграфия не являются психическими заболеваниями, это нейробиологическая особенность ребенка: неспособность быстро и правильно распознавать слова и осваивать навыки правописания. Дислексией страдал Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и другие исторические личности.
Дети с синдромом диспраксии
Причиной возникновения у ребенка данного синдрома является минимальная мозговая дисфункция мозга вследствие тяжелого течения беременности и родов. Дети с таким синдромом имеют проблемы с координацией движения. Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и неразборчивым почерком. Дж.Витмор и С.Маркер указывают следующие особенности одаренных детей с нарушениями зрения:
· мотивация в достижении цели;
· большая настойчивость в достижении цели;
· способность к концентрации;
· быстрый темп обучения;
· хорошая память;
· общительность и большой словарный запас;
· навыки в решении проблем;
· творчество или мысли в некоторых академических областях у них могут прогрессировать медленнее, чем зрячих детей;
· легкость в изучении Брайля;
· иногда более медленное когнитивное развитие, чем у зрячих детей.
Одаренные дети, имеющие нарушения слуха
Исследователи С.Клин и Д.Швордц дают следующую характеристику одаренных детей с нарушениями слуха:
· развитие речи, навыков чтения без инструкции со стороны взрослых;
· способность чтения в раннем возрасте;
· отличная память;
· возможность работать в обычном школьном коллективе;
· быстрое понимание идеи;
· способность к рассуждениям;
· превосходная успеваемость в школе;
· широкий круг интересов;
· нетрадиционные способы получения информации;
· использование навыков решения проблем в повседневной жизни;
· самостоятельность;
· хорошее чувство юмора;
· интуиция;
· изобретательность в решении проблем;
· символические языковые способности (различные системы символов).
Инклюзивный подход
- предполагает принятие всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей: детей-инвалидов, детей из языковых, этнических и культурных меньшинств, одаренных детей с ограниченными возможностями. - предполагает при планировании своих образовательных программ ДОУ учитывать индивидуальные потребности ребенка его способностей.
- подразумевает, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых.
Принцип инклюзивного обучения, частично основан на теории Л.С.Выгодского о «зоне ближайшего развития», когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами образовательного процесса в ДОУ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.08.2023
Дата обновления: 23.08.2023
Дата публикации: 01.06.2023