Положение об оказании логопедической помощи МАДОУ № 552

I.
Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении детском саду № 552, осуществляющих
образовательную деятельности (далее - Положение) регламентирует деятельность
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 552 (далее МАДОУ), в части оказания логопедической помощи обучающимся,
имеющим нарушения речи и трудности в Основной образовательной программы МАДОУ
и Адаптированных основных образовательных программ.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными
правовыми документами:
⎯ Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изм. и доп. от 02.07.2021 года);
⎯ Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
⎯ Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
⎯ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373;
⎯ Санитарными правилами СП утвержденным 2.4.3648-20 приказом «Санитарно
эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28 (далее - СП 2.4.3648-20);
⎯ Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21).
1.3. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
⎯ организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
⎯ организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
⎯ организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
⎯ консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ
2.1. Логопедическая помощь оказывается МАДОУ, а также в рамках сетевой формы реализации
образовательных программ. (Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
2.2. При
оказании
логопедической
помощи
МАДОУ
ведется
документация
согласно приложению 1 к Положению. Срок хранения документов составляет не менее
трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным
актом МАДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
⎯ количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий, (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся;
⎯ количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
⎯ количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом МАДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения N 2 и N 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося (приложение
№ 5)
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения

устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение N 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего
признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителюлогопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические
мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
распорядительного акта заведующего МАДОУ.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы МАДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом на
основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям (приложение N 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
обучающими из расчета 20 часов в неделю (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре") за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников МАДОУ, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
⎯ постоянно действующей консультативной службы для родителей;

⎯ индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников МАДОУ;
⎯ информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, дети,
не посещающие МАДОУ, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного
образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также
дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать МАДОУ, получающие
образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования,
имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с 2.4. Положения. Для детей,
получающих образование вне МАДОУ (в форме семейного образования), а также для
детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской
справки по форме 026/у-2000 "Медицинская карта ребенка для образовательных
учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования,
детских домов и школ-интернатов" (Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 3 июля 2000 г. N 241 "Об утверждении "Медицинской карты ребенка для
образовательных учреждений").
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
⎯ для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
⎯ для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
⎯ для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
МАДОУ.

При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
⎯ для детей от 2 до 3 лет - не более 10 мин;
⎯ для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
⎯ для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
⎯ для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
⎯ для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
⎯ для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
⎯ для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), не более 12 человек;
⎯ для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ.

Приложение N 1

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
⎯ Рабочая программа «Коррекция нарушений речи (ОНР, ФФНР, ФНР) у дошкольниках в
условиях оказания логопедической помощи»
⎯ План индивидуальной коррекционно-развивающей работы
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
⎯ Аналитическая справка по результатам деятельности учителя-логопеда
⎯ Аналитический отчёт по результатам работы за учебный год
⎯ Журнал учёта видов деятельности учителя-логопеда
⎯ Циклограмма рабочего времени учителя – логопеда
⎯ Журнал движения обучающихся, получающих логопедическую помощь в МАДОУ
⎯ Паспорт логопедического кабинета

Приложение N 2

Заведующему МАДОУ № 552
Н.Б. Коковиной
от______________________
(ФИО родителя (законного представителя)
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) _____________________________________________
(нужное подчеркнуть)

______________________________________________________________________________________
(ФИО ребенка)
Дата рождения _________________________________________________________________________
Группа ________________________________________________________________________________
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

"__" ____________ 20__ г.

/_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение N 3

Заведующему МАДОУ № 552
Н.Б. Коковиной
от______________________
(ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
Я, ___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) _____________________________________________
(нужное подчеркнуть)

______________________________________________________________________________________
(ФИО ребенка)
Дата рождения _________________________________________________________________________
Группа ________________________________________________________________________________
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/психолого-педагогического консилиума/учителялогопеда (нужное подчеркнуть).

"__" ____________ 20__ г.

/_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение N 4

Педагогическая характеристика
на обучающегося
ФИО ребенка____________________________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________________________
Группа ________________________________________________________________________________
Общие сведения:
Дата поступления в МАДОУ _____________________________________________________________
Образовательная программа (полное наименование) __________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Особенности организации образования:
1. в группе_______________________________________________________________________________
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая,
присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.) ________________________________
3. на дому________________________________________________________________________________
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации):
переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины),
перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная),
межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с МАДОУ, осуществляющей
образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому,
повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество
детей/взрослых)___________________________________________________________________________
Трудности, переживаемые в семье____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Информация об условиях и результатах образования ребенка в МАДОУ, осуществляющей
образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
Учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная) ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не
проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной
деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений,
снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением
качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.___________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие
других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных
(оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом,
дефектологом, психологом)_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать);
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом - указать длительность, т.е. когда
начались/закончились занятия)______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной
обращения к специалистам логопедической службы.
Приложение к характеристике (детские работы)
"__" ____________ 20__ г.

/___________/_____________________________________

Учитель-логопед, принявший обращение: _____________________________________________________
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________

Приложение N 5
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать
рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей
(законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим
местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для
планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых
потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

Приложение N 6

Список обучающих, нуждающихся в оказании логопедической помощи в МАДОУ
на учебный год
№
п/п
1.
2.
3.

ФИО
обучающего

Дата
рождения

Возрастная
Речевое
Дата
Основание Примечание
группа
заключение зачисления
для
зачисления


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».