Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности "Умные шашки"

1

№
п/п

Содержание Программы
Раздел 1.

1.1
.
1.2
.
1.3
.
1.4
.

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Умные шашки»
Содержание Программы
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график

2.1
.
2.2
.
2.3
.
2.4
.

Календарный учебный график.
Условия реализации программы
Форма аттестации. Педагогическая оценка индивидуального развития детей 5–7 (8) лет
Методическое обеспечение. Методические материалы
Раздел 3. Список литературы.

3.1
.

Список литературы

2

Стр
.

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Умные шашки»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной
направленности «Умные шашки» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 552 разработана
в соответствии с законодательными нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
3

 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Федеральный закон от 29 декабря
2012 года № 273-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность программы Игра в
шашки
развивает
логическое мышление, смекалку,
сообразительность;
вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость,
пространственное воображение;
развивает способность
действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой
игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при
неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает
эффективность развития ребенка. Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста
игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень
стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Шашки-интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Дух партнерства,
товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно
переоценить. С их помощью родители и педагоги могут судить о внимании, сосредоточенности, усидчивости ребенка, его умении мыслить, а
также выяснить, как развита его волевая и нравственная сфера.
Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает
усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шашки в дошкольном возрасте положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Поэтому целенаправленное внедрение шашечной игры в образовательный процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и
всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.
Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и
принципов нравственного поведения.
Отличительная особенность программы: занятия по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний
по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно
рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим
совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению
мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим
совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Новизна ДООП предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.
Систематические занятия по данной программе, приближают начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить
4

на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники
научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации
детей. Образовательная деятельность строится на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия
посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение
горизонтальных и вертикальных линий). Начинается обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая их количество и
последовательно предлагая задания от простого к более сложному («пройди на дамочное поле, не встретившись с соперником», «кто быстрее
проведет свои две шашки на дамочное поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются различные задания с
большим количеством шашек. Происходит обогащение словаря: дошкольники знакомятся с такими понятиями как «диаграмма», 4 «шашечная
задача», «угроза» и т. д. В последующем дети сами могут организовывать партнеров по деятельности. Работа предусматривает совместную
деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между
собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного
результата.
Адресат: программа разработана для старших дошкольников, для обеспечения качества реализации Программы в кружке занятия
проводятся в группе 10-12 человек с детьми в возрасте 5-7 (8) лет.
Психологические особенности возрастной группы: Возраст 5-6-7 лет — это старший дошкольный возраст., когда в психике ребенка
появляются новые образования. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с
окружающим миром, расширением его кругозора.
К концу дошкольного возраста ведущей деятельностью у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, шашки и др. Умение
подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе правила. Игра несет в себе очень важную
функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры, направленные на расширение кругозора и
словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к
которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. К шести – семи годам меняется отношение детей к
нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если
она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.
Также на шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это
новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для
успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как
раз и требует произвольности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит
и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и
5

то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6-7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их
познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»
Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий для детей от 5 – 6 лет – не более 25 минут, от 6 до 7 (8) лет – не более 30 минут.
Срок освоения общеразвивающей программы: реализация программы рассчитана на 2 года обучения (36 недель).
Форма обучения: групповая, подгрупповая. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности,
систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Форма подведения результатов: беседа, мини-турниры, открытые занятия. Итогом детской деятельности могут служить участие в
конкурсах и турнирах по игре в шашки на разных уровнях.
Уровень освоения программы: программа разноуровневая, предполагает стартовый и базовый уровень освоения.
 Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
 Базовый (2-3 год обучения) – используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно тематического направления программы.
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
Цель программы: создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Обучающие:
1. познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом; - научить простейшим комбинационным идеям в середине
игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
2. познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
3. научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
4. научить простейшим дебютным схемам;
5. научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
6. познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
1. развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
2. развивать внимание, память, логическое мышление.
3. развивать умение ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
1.
формировать культуру общения и поведения в коллективе;
2.
прививать навыки здорового образа жизни;
6

воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко,
критически переносить неудачи и поражения.
Работа с детьми строится на основе главных методических принципов:
учет возрастных особенностей
детей,
доступность материала, постепенность его усложнения.
Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого
потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 (8) лет):
 связи с жизнью,
 систематичности,
 реалистичности,
 активности,
 контролируемости,
 последовательности,
 индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,
 доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному,
 наглядности,
 обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
(5 – 7 (8) лет).
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
1.
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в
целом.
2.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3.
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4.
Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора.
5.
Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы проведения игровых встреч:
 словесный: рассказ, беседа, объяснение;
 наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
 практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах,
учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
3.

7

1.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программе в группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
физкультурно-спортивной направленности «Умные шашки»
на 2023–2024 учебный год
Содержание образования

старшая группа
подготовительная к
Формы работы с детьми
5-6 лет
школе группа 6-7 лет
Объем образовательной нагрузки, минуты

Направления
Вид детской
Раздел
развития детей
деятельности
программы
Не более
Не более
Продолжительность непрерывной образовательной
25 минут
30 минут
Игровая ситуация,
деятельности
конструирование, творческая,
Коммуникативная
двигательная, моделирование,
Физкультурноигровая, общение,
2
2
беседа, мини-турниры,
спортивная
конструктивно«Умные шашки»
(25 минут)
(30 минут)
открытые занятия.
направленность
модельная,
двигательная
Максимальный образовательной нагрузки
50 мин
60 мин
Количество академических часов в год
72
72
Содержание программы рассчитано для детей старшего дошкольного возраста. Программа «Шашки» разработана с учетом парциальной
программы Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников». Учебно-методическое пособие, Москва: Линка-Пресс, 2016. Программа
максимально проста и доступна дошкольникам. Процесс обучения построен в формах, доступных для данных возрастных групп. В тематику
занятий включены темы на знакомство с азами шашечной игры, историей происхождения шашек, ориентирование на плоскости, на решение
задач в два хода. Все занятия проводятся в игровой форме. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся
комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и
соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.
Дети знакомятся с названиями шашек - «дамка», понятиями «горизонталь», «вертикаль» «диагональ». Новые слова дети закрепляют в ходе
дидактических игр и игровых упражнений. Элементом занятия является чтение художественной литературы. Наряду с традиционными
методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), используются дидактические сказки, соревнования, развивающие игры,
занимательные задачи, презентации. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для
1-2 игр в шашки.
8

Игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование дидактических игр и
пособий помогает дошкольникам освоить игру в шашки.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умения сравнивать, обобщать,
содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. ДООП по шашкам планируется проводить
по принципу от простого объяснения к более сложному.
В ходе практического занятия дети закрепляют материал через участие в турнирах, разучивание ходов и позиций. А также на практических
занятиях дети разучивают стратегии. Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. В
подготовительной части проводятся упражнения на развития наблюдательности, внимания, памяти и воображения. Вводная часть
предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме, о том, кто и с кем
будет играть. Основная часть – непосредственно игра в шашки. Обязательным является проведение физкультминуток. Заключительная часть
предполагает анализ детьми каждой проигранной партии, отмечаем слабые и сильные комбинации ходов.
Дети смотрят мультипликационные фильмы, сказки, слушают аудиозаписи, разучивают стихотворения, знакомятся с биографией известных
шашистов. Такая форма работы способствует формированию у детей интереса к игре в шашки.
С детьми подготовительной группы материал усложняется. Некоторые темы, такие как «Удары шашками» «Понятие «Дамка»
«расширяются и углубляются. Так же в программу второго года обучения включены новые темы, такие как «Связка шашек», тактический прием
«Окружение», тактический прием Зажим», «запирание», «Изолированные шашки», элементы «Дебютов», Треугольник Петрова (три дамки
против одной дамки соперника). Ежегодно в план включаются такие мероприятия, как «Шашечный турнир», «Одновременная игра», выставка
детских работ по теме «Мир шашек глазами детей» в ходе которых дети могут реализовать свои творческие способности.
В конце учебного года проводятся итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
В летний период предусмотрена проектная деятельность дошкольников совместно с родителями. Детям предлагаются разнообразные темы
проектов «История шашек», «Жизнь и творчество известных чемпионов-шашистов», «Шашки в моей семье» и др. Построенная таким образом
работа способствует раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.

1.3.1. Учебный план 1 год обучения

9

№

1

Название раздела, темы

Вводное занятие «По дороге знаний» экскурсия в шашечный клуб.

Формы аттестации/ контроля

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

1

0

педагогическое наблюдение

2

История возникновения шашек

1

1

0

опрос

3

Сказка начинается «Королевство шашек».
2 Королевства
«Путешествуем по сказочному королевству» «Шашечная доска и шашки. «Этикет игрока» Правила поведения во время игры

1

0,5

0,5

опрос

1

0,5

0,5

опрос,
анализ выполнения задания

«Волшебные дорожки сказочного
королевства» - «Шашечные дороги».

1

0,5

0,5

опрос, анализ

4

5

выполнения заданий
6
7

Задания умной совы» - «Шашечные дороги».
Встреча на лесной поляне - «Зайкины
шашки».

2

1

1

опрос,анализ выполнения задания

3

1

2

самостоятельная работа,
педагогическое наблюдение

8

«Правила хорошие, знать каждому
положено»- Основные правила шашечной
игры.

1

0,5

0,5

опрос,анализ выполнения заданий

9

Путешествие в мир отрытий» - Шашечные
поля

1

0

1

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

10

В гостях у знатока шашек
– Зайки».

1

0,5

0,5

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

10

11

Лесная школа умного зайца» - Центр
Основные стадии партии.
«Начало, середина окончание (Эндшпиль)»
Ничья, победа.

1

0,5

0,5

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

12

«Лесная
школа
умного
зайца» - Центр

1

0,5

0,5

опрос,анализ выполнения заданий

13

«Лесная
школа
умного
зайца» - Бортовые поля

2

1

1

опрос,
анализ выполнения заданий

«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».
«Лесная школа умного зайца» «Дамка». Дамочные поля
В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».

2

1

1

самостоятельная работа,
педагогическое наблюдение

2

1

1

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

Лесная школа умного зайца «Ловушка и
короткие партии

2

1

1

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

14

15
16
17

Основы шашечной игры:
как пройти в дамки

2

1

1

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

18

«Веселый бой»

3

1

2

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

19

Викторина «Королевство шашек

1

0

1

опрос,анализ выполнения заданий

20

«Подготовка к соревнованиям между
командами ДОУ

1

0

1

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

21

Соревнование «Юный шашист»
«Шашечные забавы»

1

0

1

самостоятельная работа беседа,
педагогическое наблюдение

32

14

18

Итого

11

Содержание учебного плана
Вводное занятие. «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб».
Теория. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год. Понятие о здоровом образе
жизни. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях.
Практика. Диагностика. Выявление уровня овладением игрой. Проведение анкетирования.
Форма аттестации\контроля: педагогическое наблюдение
2.Тема: История возникновения шашек
Теория: «Познакомить с историей возникновения игры.
Практика: Д\и «Клетка»
Форма аттестации\контроля: опрос
3. Сказка начинается. «Королевство шашек».
Теория: Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс.
Разновидности шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка.
Практика: Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».
Форма аттестации\контроля: опрос

4. Тема: «Путешествуем по сказочному королевству». «Шашечная доска и шашки.
Теория: Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Какие шашки называют простыми.
Шашечные дороги. Где находится большая дорога, тройник, двойник, косяк Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство
шашек»
Практика: Игровое задание: «Как ходят шашки», «На сколько клеток можно сделать ход, что значит простая шашка». Применение
знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.
5. Тема: «Волшебные дорожки сказочного королевства» - Шашечные дороги». «Диагональ»
Теория: Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие).
На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.
Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в
правый верхний угол. Практика: Применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.
6. Тема: Задания умной совы» - «Шашечные дороги»
Теория: Познакомить с понятием «горизонталь», «вертикаль»
12

Практика: Д\и «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».
Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально».
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.
7. Тема: Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». Знакомство с простой шашкой.
Теория: Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Как надо ставить доску перед началом
игры. Что значит тихий ход и ударный ход. Какие шашки начинают игру первыми и почему. Как происходит взятие шашки и сколько
можно побить шашек за один ход.
Практика: Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой
домик» (расставить шашки на доске). Применение знаний – тихий ход, ударный ход, взятие шашки одной, взятие несколько шашек.
Форма
аттестации\контроля:
самостоятельная
работа,
педагогическое наблюдение.
8. Тема: Правила хорошие, знать каждому положено». Основные правила шашечной игры.
Теория: Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле),
а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после
завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно.
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
9. Тема: «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля
Практика: Игровые упражнения «Самый меткий стрелок». «Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали», «Гуляем
по дорожкам… (а, в, с…), «На лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая).
Применение простейшие элементов комбинации: устранение “мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых.
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа беседа, педагогическое наблюдение.
10. Тема: В гостях у знатока шашек – Зайки».
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной
доске.
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа беседа, педагогическое наблюдение.
11.Тема: Основные стадии партии. Начало. Середина игры. Окончание (Эндшпиль)». Ничья и победа.
Теория: Познакомить детей с понятиями «начало игры», «середина игры», окончание (Эндшпиль)», «ничья», «победа»
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Связь теории с практикой.
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.
13

12. Тема: «Лесная школа умного зайца» - Центр
Теория: Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно
центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками.
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

13. Тема: Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля
Теория: Познакомить с понятиями: Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5,
a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие
эти поля, называются бортовыми шашками.
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
14. Тема: «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля
Теория: Познакомить с понятиями: Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8
(отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.
Практика: Практическое закрепление материала.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
15. Тема: В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».
Теория: Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой
шашкой. Ходить назад шашками запрещено!
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной
доске.
Форма
аттестации\контроля:
самостоятельная
работа,
педагогическое наблюдение.
Тема: Лесная школа умного зайца «Ловушка и короткие партии».
Теория: Познакомить маршрутом шашек и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Практика: Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

16.

14

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.
17. Тема: «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки.
Теория: Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим
ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить
как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит
дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через
шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.
Практика: Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.
18. Тема: «Веселый бой»
Теория: Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б Стихотворение Юровскй Е.М.
«Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят».
Практика: Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки». Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся».
Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.
19. Тема: Викторина «Королевство шашек
Практика: Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки»
закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
20.Тема: «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ».
Практика: Практическое закрепление материала, командный турнир.
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.
21. Тема: Соревнования
Практика: Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры».
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

1.3.2. Учебный план 2 год обучения
15

№

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Общие правила в игре в шашки
шашечная доска и шашки. Повторение История
шашечных побед.
Цели игры и определение результата партии»
Способы защиты.
«Разные виды ничьей партии».

1

1

0

педагогическое
наблюдение, анкетирование Опрос,
беседа

1

1

0

педагогическое наблюдение

3

Основные приемы борьбы на шашечной доске
«Основы позиционной игры».
Позиционный элемент «оппозиция»

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения заданий

4

Основные приемы борьбы на шашечной доске
«Делаем наилучшие ходы».

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения заданий

5

«Умники и умницы».

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения заданий

6

Основные приемы борьбы на шашечной доске
«Основы позиционной игры».

2

1

1

опрос, анализ выполнения заданий

7

Лесные забавы»

3

1

2

самостоятельная работа Беседа,
педагогическое наблюдение

8

«Основные приемы борьбы на шашечной
доске «Комбинационные приемы Ловушки в
начале партии в игре шашки».

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения заданий

9

Основные приемы борьбы на шашечной доске
«Связы-вание»

1

0.5

0.5

опрос, анализ
выполнения заданий

1

2

10

«Использование дополнительного темпа».

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения заданий

11

Основные приемы борьбы на шашечной доске
«Шашечные окончания».

1

0.5

0.5

Беседа анализ
выполнения заданий

16

12
13

«Решение элементарных комбинаций».
Основные приемы борьбы на шашечной доске
«Размен».

1
1

0.5
0.5

0.5
0.5

Анализ выполнения заданий
опрос, анализ
выполнения заданий

14

«Конкурс на призы от Зайки».

1

0.5

0.5

опрос, анализ
выполнения заданий

15

1

0.5

0.5

16
17

«Колонка», «Рогатка»,
«Решето»
«Достижение выгодной оппозиции»
«Турнир сильнейших»

1
1

0.5
0.5

0.5
0.5

опрос, анализ
выполнения заданий
Анализ выполнения заданий
самостоятельная работа,
педагогическое наблюдение

18

«Зайкина задачка».

2

1

1

опрос, анализ
выполнения заданий

19

«Шашечный бал».

2

1

1

опрос, анализ выполнения заданий.
самостоятельная работа,
педагогическое наблюдение

20

Подготовка к соревнованиям.
«Шашечные встречи сильнейших в детском
саду».

2

1

1

опрос, анализ
выполнения заданий самостоятельная
работа, наблюдение

21

«Эффективность и
красота комбинаций»
Дружеские встречи.

2

1

1

3

1

2

самостоятельная работа,
педагогическое наблюдение
опрос, анализ
выполнения заданий

Итого:

32

15

17

22

Содержание учебного плана
17

1.Тема: Вводное занятие. Общие правила в игре в шашки. Шашечная доска и шашки. Повторение. История шашечных
побед.
Теория: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Практика: Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»
Форма аттестации\контроля: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа
2.Тема: «Разные виды ничьей партии».
Теория: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практика: Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ литературы Юровскй
Е.М.
Форма аттестации\контроля: педагогическое наблюдение.
3.Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». Позиционный элемент «оппозиция»
Теория: Познакомить с приемами позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене.
Изолированные шашки.
Простейшие позиционные приемы выигрыша.
Практика: Практическое закрепление материала.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий
4.Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».
Теория: Закрепить приемы на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур. Практика: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки».
Игра «поддавки». Отрабатывание основных приемов борьбы на шашечной доске.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий
5. Тема: «Умники и Умницы» Теория: Работа с диаграммами.
Практика: Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий
В. Б. Игра «Сдавайся».
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
6. Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». Теория: Шашечный этюд.
Практика: Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

7. Тема: Лесные забавы».
18

Теория: Закрепление приемов «Ход шашки».
Практика: Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение

8. Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре
шашки».
Теория: Закрепить основные приемы борьбы на шашечной доске, комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки.
Практика: Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение
игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
9. Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» Теория: Знакомство с понятием
«Связывание».
Практика: Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

10. Тема: «Использование дополнительного темпа».
Теория: Познакомить с понятием «Дополнительный темп».
Практика: Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

11. Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Шашечные окончания».
Теория: Знакомство с понятием «Шашечные окончания».
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шашечной доске.
Форма аттестации\контроля: Беседа, анализ выполнения заданий
12. Тема: «Решение элементарных комбинаций».
Теория: Закрепление элементарных комбинаций в игре шашки.
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Форма аттестации\контроля: анализ выполнения заданий.
13. Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». Теория: Знакомство с понятием «Размен».
19

Практика: Дидактическая игра «Игры на уничтожение».
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

14. Тема: «Конкурс на призы от Зайки».
Теория: Познакомить с известными шахматистами России.
Практика: Практическое
закрепление материала. Решение
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры.

15. Тема: «Колонка», «Рогатка», «Решето»
Теория: Познакомить с новыми терминами ««Колонка», «Рогатка», «Решето» Практика: Работа с диаграммами. Дидактическая игры.
Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
16. Тема: «Достижение выгодной оппозиции».
Теория: Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд.
Основные позиции защиты
Практика: Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».
Форма аттестации\контроля: анализ выполнения заданий.

17. Тема: «Турнир сильнейших».
Теория: Презентация «Чемпионаты игр в шашки».
Практика: Подбор игр и заданий на обобщение знаний.
Форма
аттестации\контроля:
самостоятельная

работа,

педагогическое наблюдение.

18. Тема: «Зайкина задачка».
Теория: Работа с диаграммами. Шашечный этюд.
Практика: Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.
Форма аттестации/ контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
опрос, анализ выполнения заданий

19. Тема: Шашечный бал».
Теория: Познакомить со знаменитыми шашистами мира.
Практика: Практическое закрепление материала.
Форма аттестации/ контроля: опрос, анализ выполнения заданий. самостоятельная работа, педагогическое наблюдение
20. Тема: Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду».
Теория: Закрепление пройденного материала.
20

Практика: Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
Форма аттестации/ контроля: опрос, анализ выполнения заданий, самостоятельная работа, наблюдение
21. Тема: «Эффективность и красота комбинаций.» Теория: Закрепление комбинаций в игре шашки.
Практика: Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.
Форма
аттестации\контроля:
самостоятельная
работа,
педагогическое наблюдение.

22. Тема: «Дружеские встречи».
Теория: Закрепление пройденного материала.
Практика: Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года.
Форма аттестации/контроля: опрос, анализ выполнения заданий.
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения
В результате освоения программы дошкольники будут знать: о правилах игры, стадиях партии, шашечные термины (белое, черное поле,
горизонталь, вертикаль, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.), ориентироваться на шашечной доске, правильно
размещать доску между партнерами, расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь, применять на практике правила игры,
предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии, выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе
партии.
2 год обучения
По окончании второго года обучения дошкольники имеют представление об основах планирования игры, основных приемах борьбы на
шашечной доске (ловушки, связывание, размен и др.), тактических приемах: блокировка шашки, оппозиция, понятии об атаке, защите, что
такое комбинация, колонка, рогатка, решето. Следить за ходами противника, поправлять, рассчитывать соотношение сил в любой момент
партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, расставлять
позиции с заданными условиями.
В результате освоения программы обучения дошкольники:
1. Владеют шашечными терминами, имеют первоначальные знания и представления о шашечной игре.
2. Имеют достаточное развитие логического и стратегического мышления, зрительного и слухового внимания, память;
наблюдательность; коммуникативные способности.
3. У детей отмечается старательность, настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, воля,
трудолюбие, коллективизм.
21

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программе в группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
физкультурно-спортивной направленности «Умные шашки»
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
первое полугодие
второе полугодие
Продолжительной учебной недели
Продолжительность образовательной деятельности в 1
половину дня
Продолжительность образовательной деятельности в 2
половину дня

группа
01.09.2023
31.05.2024
37 недель
16 недель
21 недель
5 дней

________
для детей от 5 до 6 лет не более 25 минут, для детей от 6 до 7
лет не белее 30 минут

Период проведения оценки индивидуального развития
детей

сентябрь
май
04.11.2023 г.
31.12.2023 – 08.01.2024 г.г.
23.02.2024 г.
08.03.2024 г.
01.05.2024 г.
09.05.2024 г.

Праздничные дни

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
22

Программу может реализовать педагог, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, без
предъявле6ний к требованиям к стажу работы, владеющий базовыми знаниями по возрастной и педагогической психологии,
педагогики и методами организации работы с детьми дошкольного возраста.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения данной программы в ДОУ имеется помещение – продуктивная комната площадью 16м2, где расположены
стулья (по росту и количеству детей), столы, маркерная доска, стенд «Шашки»».
Созданы условия для использования ИКТ на занятиях кружка: имеется проектор, ноутбук, экран, мультимедиа- копилка
презентаций и мультфильмов, картотека дидактических игр, музыкальный центр.
Для проведения программы имеется:
 инвентарь (шашечные доски, шашки, демонстрационная магнитная шашечная доска и шашки, часы);
 магнитная доска
 наборы игр и карточек
 Фишки: зелёная, синяя для дидактических игр
 Цветные карандаши
 Простые карандаши на каждого ребёнка
 наглядные пособия (фотографии, диаграммы этюдов для решения позиций);
 дидактические игры;
 детская художественная литература;
 детские журналы
 диагностические материалы для определения уровней развития
 сценарии праздников, досугов и занятий;
Информационные ресурсы
 ЭОР-копилка презентаций по игре в шашки, мультфильмы.
2.3. Методическое обеспечение программы
Формы организации образовательного процесса подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей
(законных представителей). Использование приемов игровой технологии способствует развитию у детей познавательной активности,
поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Обязательным условием организации
образовательного процесса при реализации программы является использование здоровьесберегающей технологии, которая
23

способствует сохранению и укреплению здоровья детей и служит обязательным условием повышения результативности
образовательного процесса.
Используются различные методы обучения:
1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ.
2. Наглядные: мультфильмы, презентации.
3. Игровые
4. Проблемные: объяснение новых понятий, терминов, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск
ответов на поставленную проблему.
5. Практические.
Используются следующие формы организации:
 Групповые
 Подгрупповые
 Индивидуальные
Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения,
дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Дидактические материалы: раздаточные, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения и т.п.
Структура занятий
1. Вводная часть:
 Приветствие;
 Коммуникативная или развивающая игра 2. Основная часть:
3. Заключительная часть:
 Рефлексия
 Прощание

2.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

24

Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий, самостоятельная работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования, отзывы детей
и родителей.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа,
шашечный турнир
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение шашечного турнира между
воспитанниками старших подготовительных к школе групп. Показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы
родителей о повышении интереса детей к обучению игры в шашки.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011) Методика
проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а
также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки

Пояснения к пунктам таблицы:
 Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
 Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
 Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
 В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
 Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
 Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
 Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
 Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида
на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
25

Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
2.5. Оценочные материалы
Одна и та же диагностика проводится в начале и конце учебного года без изменения содержания. Это очень показательно для
просмотра динамики развития детей. Используются следующие методы: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, а также
применяются диагностические методики.
Анализ результатов сформированности умения детей играть в шашки проводится по методике Давыдова Т.Г., Атаян Г.М.
Диагностика предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с
родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
1 год обучения
Оценочный материал
Задача
Планируемый результат
Уровневая оценка
1. Имеют первоначальные
1. Обучать простым
представления
о
комбинациям, теории и
См. приложение 1
шашечной
игре,
о
практике шашечной игры.
правилах игры, умеют
применять правила игры
на
практике, проводить
простейшие комбинации.

26

2. Развивать логическое и
стратегическое мышление,
зрительное и слуховое
внимание, память;
наблюдательность;
коммуникативные
способности детей.
3. Воспитывать настойчивость,
целеустремленность,
находчивость, внимательность,
уверенность, волю, трудолюбие.

Имеют достаточно развитое
логическое и стратегическое
мышление, зрительное и слуховое
внимание, память;
наблюдательность;
коммуникативные способности.

Методика «Зашумле
нные картинки»

См. приложение 2

К игре отмечается
отмечается старательность,
настойчивость, целеустремленность,
находчивость, внимательность,
уверенность, воля, трудолюбие,
коллективизм.

Наблюдение

Высокий уровень: ребёнок
старателен, внимателен в игре в
шашки, умеет самостоятельно
принимать решения в
соответствии с правилами игры.
В игре с партнером
доброжелателен и не
конфликтен.
Средний уровень:
ребенок не всегда активен в
игре,требуется
напоминание
правил игры в шашки и помощь
взрослого.
Низкий уровень:
ребенок не проявляет
интерес к шашкам, требует
постоянного внимания и помощи
со стороны взрослого

27

Задача

Планируемый результат

1год обучения
Оценочный материал

Уровневая оценка

1.Обучать
простым
комбинациям, теории и практике
шашечной игры.

1. Имеют первоначальные
представления о шашечной игре, о
правилах игры, умеют применять
правила игры на практике,
проводить простейшие
комбинации.

2.
Развивать
логическое
и
стратегическое
мышление,
зрительное и слуховое внимание,
память; наблюдательность;
коммуникативные способности
детей.

Имеют

достаточно
развитое Методика «Запомни и
логическое
и
стратегическое расставь точки»
мышление, зрительное
и
слуховое
внимание,
память;
наблюдательность;
коммуникативные способности.

См. приложение 2

5. Воспитывать настойчивость,
целеустремленность, находчивость,
внимательность, уверенность,
волю, трудолюбие.

К игре отмечается старательность,
настойчивость,
целеустремленность, находчивость,
внимательность, уверенность, воля,
трудолюбие, коллективизм.

Высокий уровень: ребёнок
старателен, внимателен в игре в
шашки, умеет самостоятельно
принимать решения в

28

См. приложение 1

Наблюдение

соответствии с правилами игры.
В
игре
с
партнером
доброжелателен
не
конфликтен.
Средний уровень:
ребенок не всегда активен в
игре, требуется напоминание
правил в игры в шашки и
помощь взрослого.
Низкий уровень:
ребенок не проявляет
интерес к шашкам, требует
постоянного
внимания
и
помощи со стороны взрослого
3. Список литературы
Литература для педагогов
1. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
2. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
4. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992.
5. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. –320 с.
6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. //Справочник старшего воспитателя, - 2008.-№ 8.
7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
Литература для детей
1. Погрибной. В.К, Юзюк. В.Я «Шашки для детей». Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
2. Ю.А. Барский, В. Б. Городецкий «Сеня, Храбрик и шашки» М. Владос,1998
3. Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

29

4. М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт –Петербург, 2001г 6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или там
клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2012
Литература для родителей:
1. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
2. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
3. Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт –Петербург, «Литера», 1997 г.
4. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
Электронные ресурсы, сайты
1. https://chudo-udo.info/uchimsya-chitatj

2. https://mishka-knizhka.ru/

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».